Наиболее лучшая организационная форма в настоящее время – альпклуб. Они призваны пропагандировать альпинизм и скалолазание как средства воспитания и оздоровления советских людей, проводить работу по нравственному, военно-патриотическому и физическому воспитанию спортсменов.
В Единой всесоюзной спортивной классификации устанавливаются разрядные нормы и требования, условия их выполнения и порядок присвоения спортсменам званий и разрядов. Главное предназначение системы спортивных разрядов и званий по альпинизму – содействие достижению физического совершенства, готовности к труду и защите Родины, росту массовости альпинизма и стимулированию повышения мастерства альпинистов. Уровень и системность разрядных норм должны способствовать повышению подготовки и роста спортивного мастерства альпинистов, их воспитания в духе коммунистической морали и соблюдения спортивной этики, успешной подготовки к соревнованиям. Альпинизм относится к неолимпийским видам спорта, курируемым Госкомспортом СССР. Разрядные нормы и требования устанавливаются сроком на 4 года (1989-1992 гг. и т.д.).
В последующие годы альпинизм набирает силу при поддержке комсомола и профсоюзов. В 1929 г. работу по альпинизму возглавила Центральная горная секция Общества пролетарского туризма, которой руководил В. Семеновский. До революции 1917 г. революционер-политэмигрант, проводник в Альпах, ныне он организует курсы-поход по подготовке инструкторов альпинизма – «Робитфак во льдах». На предприятиях появляются горные секции, объединяющие энтузиастов альпинизма. Эти секции создали в ущельях Кавказа и Тянь-Шаня базовые лагеря, многие из которых впоследствии стали стационарными. Система учебных альпинистских лагерей развивалась, к 1940 году их насчитывалось около40 , примерно половина принадлежала профсоюзам.
На традиционный вопрос жителей равнины: "Зачем люди ходят в горы?" - Есть десятки правдивых мыслей: самоутверждение и красота, новые формы общения и коллективного преодоления трудностей, стремление к активному взаимодействию с природой, здоровый отдых, поиск новых впечатлений и знаний, наконец, самые разные научные и хозяйственно-прикладные вопросы. Пожалуй, правильнее определить понятие альпинизма как систему знаний, умений и навыков, позволяющих человеку успешно и безопасно жить и работать в условиях высокогорья.