Альпинистские базы, являясь самостоятельными хозяйственными организациями, предназначены для обслуживания альпинистов разной квалификации, прибывающих по путевкам профсоюзов, а также участников различных спортивных сборов и команд, соревнований и массовых альпиниад. Альптаборах располагает всем необходимым для учебной и спортивной работы, быта и досуга участников.
Клубы являются базовыми организациями по развитию массового и спортивного альпинизма, скалолазания. Они ведут учет действующих альпинистов и инструкторов, составляют и проводят в жизнь планы массовых альпмероприятий, планы подготовки спортивных команд, осуществляют работу по обучению и повышению квалификации инструкторов-методистов. Будучи самостоятельными организациями, клубы могут иметь свою печать и счет в банке, атрибутике. Источником финансирования клуба служат средства организаций, учредивших клуб, членские взносы и доходы от хозяйственной деятельности. Руководство альпклуб осуществляет его совет, который избирает правление. Финансовой и хозяйственной деятельностью клуба руководит председатель правления, назначаемый на штатную должность директора клуба. В клубах могут быть введены штатные должности инструкторов-методистов и тренеров-преподавателей по спорту.
Осваивались горы Канады, Африки, снаряжались экспедиции в Каракорум, Гиндукуш, Гималаи. Альпинисты побывали в Килиманджаро, Аконгакуа, Мак-Кинли. В 1908 г. Э. Шеклтон поднялся на Эребус (3794 г.) в Антарктике. Еще в 1828 г. английский топограф К. Жерар поднялся на один из гималайских шеститысячников; в 1903-1907 гг. люди появились на высотах свыше 7000 м. В 1924 г. Э. Нортон на Эвересте (Джомолунгма) сумел достичь 8570 г. В 1950 г. французы М. Эрцог и Л. Ляшеналь взошли на Аннапурну (80) . В 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерпа Тенсинг Норгей достигли высотного полюса Земли – вершины Эвереста (8848 м).
По мере роста общего спортивного уровня советских альпинистов, усовершенствования методов всесторонней спортивной подготовки, освоения новых тактико-технических приемов и специального снаряжения разрядные нормы пересматриваются. Соответственно меняется и содержание обучающих программ и «Правил соревнований и восхождений». Это происходит с учетом неотложных потребностей и конкретной конъюнктуры.