10300a66

Начиная с 1931 г. альпинизм начал раздвояться на учебный и спортивный. Эти два направления, имея несколько разные цели и методы подготовки, существовали в неразрывной связи, дополняя и обогащая друг друга. Спортивный альпинизм развивался усилиями отдельных команд и энтузиастов, получая поддержку от государства и профсоюзов. До 1940 года спортивный уровень лучших команд практически не уступал мировому. Назовем восхождения, ставшие вехами на этом коротком пути: 1931 г. – Дихтау (5203 м) по северному гребню, Э. и В. Абалакова, В. Чередова; 1933 г. – Коштан-тау (5151 м), группа Алексея Малеиновый; 1934 г.- Ушба Южная (4710 м), группа А. Джапаридзе; 1935 г. – Ушба Северная, группы В. Кизел, Ф. Кропф, Э. Билецкого; 1936 г. - Хан-Тенгри, группы Э. Колокольникова и В. Абалакова; 1937 г.- пик Коммунизма, группа А. Аристова; 1938 г. – Шхельда Центральная (4370 м) по северной стене, группы Ф. Кропф и Д. Гудкова. В 1938 г. Л. Гутман, А. Сидоренко, Е. Иванов вышли на плечо безымянного массива на Тянь-Шане; как оказалось впоследствии, это была восточная вершина пика Победы. В 1940 г. в спортивных восхождениях сезона участвовало около 10 000 человек.

Любое планируемое восхождение должно соответствовать знаниям и умениям участников, но к будущему должен быть готов не только каждый отдельный участник, но и вся группа в целом. Конгломерат хорошо подготовленных спортсменов не всегда образует трудоспособную группу; психологический климат, умение принять коллективное решение также должны соответствовать условиям и сложностям восхождения. Только в этом случае обеспечивается настоящая безопасность, и участники получают заслуженные «дивиденды» – моральное удовольствие от восхождения и документальный зачет восхождения. Учебный процесс строится так, чтобы после завершения очередного этапа обучения участник имел вполне определенный запас знаний и умений.

Межличностные отношения в альпинизме, фактически определяющие спортивную этику альпинистов, развиваются, прежде всего, в направлении коллективизма, реализуя во все большем умении покорять свое «я» интересам команды. Альпинизм не стирает индивидуальность личности: новички, инструкторы, мастера международного класса – обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Просто в процессе обучения и спортивного усовершенствования, в общении в горах такие черты, как доброжелательность, стойкость, собранность, целеустремленность, решительность, активность, постепенно усиливаются, а человек все яснее осознает целесообразность использования своих хороших качеств в интересах коллектива. Открытость и доверчивость межличностного общения в альпинистских группах и командах способствуют и умению разбираться в людях. Для инструкторов такое умение становится профессиональной необходимостью.

Начиная с 1931 г. альпинизм начал раздвояться на учебный и спортивный. Эти два направления, имея несколько разные цели и методы подготовки, существовали в неразрывной связи, дополняя и обогащая друг друга. Спортивный альпинизм развивался усилиями отдельных команд и энтузиастов, получая поддержку от государства и профсоюзов. До 1940 года спортивный уровень лучших команд практически не уступал мировому. Назовем восхождения, ставшие вехами на этом коротком пути: 1931 г. – Дихтау (5203 м) по северному гребню, Э. и В. Абалакова, В. Чередова; 1933 г. – Коштан-тау (5151 м), группа Алексея Малеиновый; 1934 г.- Ушба Южная (4710 м), группа А. Джапаридзе; 1935 г. – Ушба Северная, группы В. Кизел, Ф. Кропф, Э. Билецкого; 1936 г. - Хан-Тенгри, группы Э. Колокольникова и В. Абалакова; 1937 г.- пик Коммунизма, группа А. Аристова; 1938 г. – Шхельда Центральная (4370 м) по северной стене, группы Ф. Кропф и Д. Гудкова. В 1938 г. Л. Гутман, А. Сидоренко, Е. Иванов вышли на плечо безымянного массива на Тянь-Шане; как оказалось впоследствии, это была восточная вершина пика Победы. В 1940 г. в спортивных восхождениях сезона участвовало около 10 000 человек.