10300a66

Среди характерных для альпинизма особенностей есть и такой трудноопределимый вид подготовки, как морально-волевая. По ней пока нет специальных разработок, в учебных планах ей отведено предельно мало места, однако принятая в альпинизме система обучения и аттестации достаточно эффективно обеспечивает либо устойчивое повышение этого вида подготовки, либо отсев участников с недостаточным уровнем подготовленности.

В мире нет ничего более прекрасного, чем сама природа и радость общения с ней. Многообразие форм и многоцветие красок высокогорного пейзажа, многоликость и могущество естественных процессов и явлений оказывают на человека – незабываемое, благотворное влияние. А еще лучше, если это влияние сопереживать с одним и коллективом единомышленников.

Группа альпинистов на маршруте фактически лишена какой-либо реальной помощи со стороны. Тренерский контроль, даже при «играющем» тренере, значительно усложнен – ведь тренер сам участник и равноправный член группы или команды. Советы тренера по радиосвязи, если он остался «дома» – внизу, не всегда адекватны нынешней ситуации – они ведь базируются не на его наблюдении, а на впечатлении участников восхождения.

Осваивались горы Канады, Африки, снаряжались экспедиции в Каракорум, Гиндукуш, Гималаи. Альпинисты побывали в Килиманджаро, Аконгакуа, Мак-Кинли. В 1908 г. Э. Шеклтон поднялся на Эребус (3794 г.) в Антарктике. Еще в 1828 г. английский топограф К. Жерар поднялся на один из гималайских шеститысячников; в 1903-1907 гг. люди появились на высотах свыше 7000 м. В 1924 г. Э. Нортон на Эвересте (Джомолунгма) сумел достичь 8570 г. В 1950 г. французы М. Эрцог и Л. Ляшеналь взошли на Аннапурну (80) . В 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерпа Тенсинг Норгей достигли высотного полюса Земли – вершины Эвереста (8848 м).