Для осуществления альпинистского восхождения обязательно нужно иметь полный комплект альпинистского снаряжения. В такой комплект входят: каска альпинистская, ледоруб, кошки, спальный мешок, снегоступы, альпинистические (треккинговые) палки, закладные элементы, страховые системы, радиостанция и радиосвязь, рюкзак альпинистский, палатка, верхняя одежда (шторная куртка, пуховая, спортивные , брюки штормовые, шапка защитная с ушками), специальные ботинки, карабины стальные, веревки и т.д.
По мере освоения Альп деятельность ассоциаций распространяется на другие горные системы. Интенсивно работали английские экспедиции на Кавказе. Президент Королевского географического общества Д. Фрешфилда в 1868 г. сошел вместе с тремя коллегами и проводниками А. Соттаевым и Д. Датосовым на Эльбрус, он же совершил первосхождение на Казбек. Иностранными альпинистами были впервые покорены и другие кавказские вершины: Ушба, Айлама, Донгуз-Орун, Дихтау, Тихтинген. Восхождение совершали англичане Г. Вулли, В. Донкин, немец Г. Мерцбахера, француз Г. Солли, итальянцы В. Селла, В. Ронкетти, австриец А. Фишер, швейцарец К. Эггер.
Альпинизм XIX ст. развивался главным образом в Альпах. Здесь только за первые годы II пол. XIX ст. было совершено более ста первосходов. Главные из них: на Эйгере (3976 м), Алечхорне (4195 м), Гран-Жорасе (4206 м). Осваивались Кордильеры: Шаста (4317 м), Тиндаль (4387 м), Уитни (4418 м). Выдающимся достижением этого периода в мировом альпинизме считается покорение в 1865 г. английскими восточниками во главе с Э. Уимпером альпийской вершины Маттерхорном (4477 м). Ко II пол. ХIX ст. в Альпах было покорено большинство вершин, однако восхождение продолжали совершаться по пройденным путям, находились и проходили новые. Наибольшее внимание привлек Кавказ. Первым из иностранцев проложил ему путь английский альпинист и географ Д. Фрешфилд. Особенно интенсивно горы Кавказа посещались представителями из развивающихся альпинизм европейских стран в 80-90-х гг. XIX в. Увеличивается количество восхождений в Кордильерах, подчиняются горы Новой Зеландии, Гренландии, Индонезии, Тайваня, Аляски, Австралии, Шпицбергена, предпринимаются попытки восхождений в Гималаях и Каракорумах.
И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и психологических преград во взаимодействии с прекрасной и могучей природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического мировоззрения.
Социальное значение альпинизма определяется соответствием альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь на первом плане – воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели коммунистического воспитания: «…переходить к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, умеющих делать все…» Компоненты коммунистического воспитания известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание умственное , физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое, эстетическое в соединении с политехническим образованием Эти части очень тесно взаимосвязаны: альпииизм как вид человеческой деятельности причастен почти ко всем аспектам воспитания личности.