10300a66

Исследователь альпийской природы О.-Б. Соссюр отстаивал мысль, что горы нельзя понять полностью, наблюдая их только снизу: «... познание Монблана должно бросить самый яркий свет на теорию Земли». Соссюр организовал изучение горных узлов Монблана (4807 м), Монте-Розы (4634 м), Этны (3340 м) и восхождение на эти вершины. Весной 1786 г. задачей Сосюра был разведан путь на Монблан, по которому в августе проводник Ж. Бальма и Ф. Паккар совершили первосхождение на вершину. Сам Соссюр сошел на Монблан вместе с 18 проводниками в 1787 г. и провел на вершине серию инструментальных наблюдений.

Одно из самых необходимых качеств альпиниста – желание и умение учиться. Именно учиться, а не просто тренироваться. В альпинизме регламентированная единой программой обучения существует как постоянно действующий фактор, она сопровождает новичка, значкиста, разрядника, мастера, инструктора все время, пока человек находится в горах или готовится к ним.

В ходе занятий альпинизмом развиваются внимание и память человека, уточняются его представления об уровне собственного мышления и мышления товарищей, активизируется весь процесс познания. Физическое воспитание, подготовка к горовосхождению и участие в них способствуют гармоничному развитию организма, формируют умения и навыки прикладного и спортивного характера, обеспечивают всестороннее развитие двигательных способностей. Большая продолжительность и концентрация физических нагрузок воспитывают волевые качества, умение терпеть и ждать.

В том же году было совершено первохождение на Большой Арарат (5156 м). Руководил экспедицией профессор физики Дерптского университета Ф. Паррот, переводчиком был великий армянский просветитель X. Абовян. В 40-х годах XIX ст. силами военных топографов проводилась триангуляция Закавказья и части Главного Кавказского хребта.