И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и психологических преград во взаимодействии с прекрасной и могучей природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического мировоззрения.
Социальное значение альпинизма определяется соответствием альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь на первом плане – воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели коммунистического воспитания: «…переходить к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, умеющих делать все…» Компоненты коммунистического воспитания известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание умственное , физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое, эстетическое в соединении с политехническим образованием Эти части очень тесно взаимосвязаны: альпииизм как вид человеческой деятельности причастен почти ко всем аспектам воспитания личности.
Для альпинизма начала XX ст. характерны высотные восхождения. Первым из них было покорение гималайской вершины Трисул (7120 м) английским альпинистом Т. Лонгстаффом в 1907 г. В середине 20-х гг. XX в. развитие альпинизма резко замедляется и почти врывается из-за I Cв. войну.
Быстрое развитие альпинизма в СССР, с учетом значительного времени, ушедшего на ликвидацию разрухи после I Св. и гражданской войны, выглядит сенсационным: повысилось качество подготовки восточников, увеличились его масштабы. Шире осваивался Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, хребты Вост. Сибирь. Итак, альпинизм в СССР вырос в широко развитый вид спорта с высоким уровнем мастерства восточников, вошел в число ведущих национальных организаций в мировом альпинизме, стал членом Международного Союза Альпинистских Ассоциаций (ИЮАА) и его исполкома.
В 1934 году были основаны значки «Альпинист СССР» I и II степеней, введены звания мастера и заслуженного мастера альпинизма. Первыми заслуженными мастерами стали Н. Крыленко, Л. Бархаш, братья Э. и В. Абалакова, а мастерами – Е. Билецкий, А. Гвалия, С. Ганецкий, Д. Гущин, А. Джапаридзе, М. Дадиомов, Б. Делоне . А. Крестовников, М. Погребецкий, А. Поляков, В. Семеновский, Д. Церетели. В 1938 г. создана Всесоюзная секция альпинизма (ныне Федерация альпинизма СССР), усилиями которой впервые были разработаны документы, регулирующие деятельность всей учебно-спортивной системы альпинизма: первые «Правила горовосхождения в СССР», классификация маршрутов, программы и учебные планы положение об инструкторах альпинизма».
Системе разрядных норм присущи два внутренних противоречия. Выполнение норм к кандидату в мастера включительно фактически совмещается с учебно-тренировочным процессом. Практически каждое восхождение – это и обучение и степень к выполнению разряда. Исключение составляют только такие, как первое восхождение в сезоне, восхождение на схоженности, схождение инструкторов с отделениями. Обоснованных путей разрешения этого противоречия пока не видно. Второе противоречие состоит в отсутствии единого принципа: разряды к кандидату в мастера присваиваются из набора пройденных маршрутов, а звание мастеров спорта СССР и международного класса – за баллами, часть из которых в обязательном порядке должна быть набрана в соревнованиях. Наличие двух концепций отражает противоречивый характер альпинизма как вида спорта,