10300a66

Альпинисты работают на большой высоте, и метеорологические параметры этой среды обитания значительно отличаются от равнинных и ставят организм человека в необычные условия, снижают его работоспособность, нарушают психологическое равновесие и требуют специальной адаптации.

Альпинистские базы, являясь самостоятельными хозяйственными организациями, предназначены для обслуживания альпинистов разной квалификации, прибывающих по путевкам профсоюзов, а также участников различных спортивных сборов и команд, соревнований и массовых альпиниад. Альптаборах располагает всем необходимым для учебной и спортивной работы, быта и досуга участников.

Альпинизм XIX ст. развивался главным образом в Альпах. Здесь только за первые годы II пол. XIX ст. было совершено более ста первосходов. Главные из них: на Эйгере (3976 м), Алечхорне (4195 м), Гран-Жорасе (4206 м). Осваивались Кордильеры: Шаста (4317 м), Тиндаль (4387 м), Уитни (4418 м). Выдающимся достижением этого периода в мировом альпинизме считается покорение в 1865 г. английскими восточниками во главе с Э. Уимпером альпийской вершины Маттерхорном (4477 м). Ко II пол. ХIX ст. в Альпах было покорено большинство вершин, однако восхождение продолжали совершаться по пройденным путям, находились и проходили новые. Наибольшее внимание привлек Кавказ. Первым из иностранцев проложил ему путь английский альпинист и географ Д. Фрешфилд. Особенно интенсивно горы Кавказа посещались представителями из развивающихся альпинизм европейских стран в 80-90-х гг. XIX в. Увеличивается количество восхождений в Кордильерах, подчиняются горы Новой Зеландии, Гренландии, Индонезии, Тайваня, Аляски, Австралии, Шпицбергена, предпринимаются попытки восхождений в Гималаях и Каракорумах.

Любое планируемое восхождение должно соответствовать знаниям и умениям участников, но к будущему должен быть готов не только каждый отдельный участник, но и вся группа в целом. Конгломерат хорошо подготовленных спортсменов не всегда образует трудоспособную группу; психологический климат, умение принять коллективное решение также должны соответствовать условиям и сложностям восхождения. Только в этом случае обеспечивается настоящая безопасность, и участники получают заслуженные «дивиденды» – моральное удовольствие от восхождения и документальный зачет восхождения. Учебный процесс строится так, чтобы после завершения очередного этапа обучения участник имел вполне определенный запас знаний и умений.