И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и психологических преград во взаимодействии с прекрасной и могучей природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического мировоззрения.
Социальное значение альпинизма определяется соответствием альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь на первом плане – воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели коммунистического воспитания: «…переходить к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, умеющих делать все…» Компоненты коммунистического воспитания известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание умственное , физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое, эстетическое в соединении с политехническим образованием Эти части очень тесно взаимосвязаны: альпииизм как вид человеческой деятельности причастен почти ко всем аспектам воспитания личности.
По мере роста общего спортивного уровня советских альпинистов, усовершенствования методов всесторонней спортивной подготовки, освоения новых тактико-технических приемов и специального снаряжения разрядные нормы пересматриваются. Соответственно меняется и содержание обучающих программ и «Правил соревнований и восхождений». Это происходит с учетом неотложных потребностей и конкретной конъюнктуры.
В начале XIX ст. с завоеванием Кавказа растет энтузиазм к его высоким вершинам. Университетские профессора и офицеры кавказских гарнизонов предпринимают безуспешные попытки взойти на Казбек (5047 м) и Эльбрус (5640 м). В 1829 г. в районе Эльбруса действует совместная экспедиция Российской академии наук и войск Кавказской линии. В составе экспедиции академики, инженеры, офицеры, казаки. На Эльбрус группу повели проводники балкарец А. Соттана и кабардинец К. Хаширов; до седловины дошли четверо, а на восточную вершину поднялся один Хаширов.
Исследователь альпийской природы О.-Б. Соссюр отстаивал мысль, что горы нельзя понять полностью, наблюдая их только снизу: «... познание Монблана должно бросить самый яркий свет на теорию Земли». Соссюр организовал изучение горных узлов Монблана (4807 м), Монте-Розы (4634 м), Этны (3340 м) и восхождение на эти вершины. Весной 1786 г. задачей Сосюра был разведан путь на Монблан, по которому в августе проводник Ж. Бальма и Ф. Паккар совершили первосхождение на вершину. Сам Соссюр сошел на Монблан вместе с 18 проводниками в 1787 г. и провел на вершине серию инструментальных наблюдений.