10300a66

По мере роста общего спортивного уровня советских альпинистов, усовершенствования методов всесторонней спортивной подготовки, освоения новых тактико-технических приемов и специального снаряжения разрядные нормы пересматриваются. Соответственно меняется и содержание обучающих программ и «Правил соревнований и восхождений». Это происходит с учетом неотложных потребностей и конкретной конъюнктуры.

Среди характерных для альпинизма особенностей есть и такой трудноопределимый вид подготовки, как морально-волевая. По ней пока нет специальных разработок, в учебных планах ей отведено предельно мало места, однако принятая в альпинизме система обучения и аттестации достаточно эффективно обеспечивает либо устойчивое повышение этого вида подготовки, либо отсев участников с недостаточным уровнем подготовленности.

Группа альпинистов на маршруте фактически лишена какой-либо реальной помощи со стороны. Тренерский контроль, даже при «играющем» тренере, значительно усложнен – ведь тренер сам участник и равноправный член группы или команды. Советы тренера по радиосвязи, если он остался «дома» – внизу, не всегда адекватны нынешней ситуации – они ведь базируются не на его наблюдении, а на впечатлении участников восхождения.

Альпинисты работают на большой высоте, и метеорологические параметры этой среды обитания значительно отличаются от равнинных и ставят организм человека в необычные условия, снижают его работоспособность, нарушают психологическое равновесие и требуют специальной адаптации.