В альпинизме практически всю тренерскую работу на учебно-спортивных базах проводят инструкторы-общественники, используя для поездки в горы свой трудовой отпуск. Перечисленные особенности в значительной степени усложняют привлечение опыта других видов спорта для применения в альпинизме.
В СССР альпинизм организационно входит в систему спорта. Несомненный оздоровительный аспект занятий альпинизмом – все горные «стадионы» раскинулись на свежем воздухе. Участие в походах и восхождениях требует разносторонних знаний и физической подготовки. В соревнованиях по альпинизму можно завоевать золотые медали чемпионов Союза. А в дополнение к здоровью, гармоничному физическому развитию и спортивному престижу горождения помогают раскрыться лучшими чертами характера человека.
Осваивались горы Канады, Африки, снаряжались экспедиции в Каракорум, Гиндукуш, Гималаи. Альпинисты побывали в Килиманджаро, Аконгакуа, Мак-Кинли. В 1908 г. Э. Шеклтон поднялся на Эребус (3794 г.) в Антарктике. Еще в 1828 г. английский топограф К. Жерар поднялся на один из гималайских шеститысячников; в 1903-1907 гг. люди появились на высотах свыше 7000 м. В 1924 г. Э. Нортон на Эвересте (Джомолунгма) сумел достичь 8570 г. В 1950 г. французы М. Эрцог и Л. Ляшеналь взошли на Аннапурну (80) . В 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерпа Тенсинг Норгей достигли высотного полюса Земли – вершины Эвереста (8848 м).
Среди характерных для альпинизма особенностей есть и такой трудноопределимый вид подготовки, как морально-волевая. По ней пока нет специальных разработок, в учебных планах ей отведено предельно мало места, однако принятая в альпинизме система обучения и аттестации достаточно эффективно обеспечивает либо устойчивое повышение этого вида подготовки, либо отсев участников с недостаточным уровнем подготовленности.