А значок «Альпинист СССР» вручается человеку, прошедшему обучение по программе начальной подготовки и совершившему восхождение на зачетную вершину по маршруту 1Б категории сложности (л. С.).
В основу разрядных норм положен принцип постепенного систематического накопления личного опыта восхождений на вершины растущей категории сложности.
В альпинизме практически всю тренерскую работу на учебно-спортивных базах проводят инструкторы-общественники, используя для поездки в горы свой трудовой отпуск. Перечисленные особенности в значительной степени усложняют привлечение опыта других видов спорта для применения в альпинизме.
Ресурсная база альпинизма состоит из природных и экономических компонентов, тесно связанных между собой. Ее первым природным компонентом выступают горы – главная и неотъемлемая часть альпинизма, вторым – человек, поскольку пока на планете Земля существуют люди с безудержным влечением к приключениям, до тех пор не угаснет живой и неуемный интерес человека к горам. К экономическим компонентам ресурсной базы альпинизма относится инфраструктурное и организационное обеспечение альпинизма. Инфраструктурное обеспечение включает в себя клубы и ассоциации по делам альпинизма, Международный Союз по делам альпинизма, федерации альпинизма, скалолазание и ледолазание, разнообразные общества по альпинизму и т.д. Организационное обеспечение базируется на услугах туристических фирм, туристических баз, специализированных магазинах, прокате альнинистического снаряжения, спонсорской помощи, оформлении необходимых документов, консультациях опытных тренеров по альпинизму, тренировочных площадках и т.д. Необходимо отметить, что необходимым помощником альпиниста при планировании маршрута и во время восхождения является карта.
Любое планируемое восхождение должно соответствовать знаниям и умениям участников, но к будущему должен быть готов не только каждый отдельный участник, но и вся группа в целом. Конгломерат хорошо подготовленных спортсменов не всегда образует трудоспособную группу; психологический климат, умение принять коллективное решение также должны соответствовать условиям и сложностям восхождения. Только в этом случае обеспечивается настоящая безопасность, и участники получают заслуженные «дивиденды» – моральное удовольствие от восхождения и документальный зачет восхождения. Учебный процесс строится так, чтобы после завершения очередного этапа обучения участник имел вполне определенный запас знаний и умений.