10300a66

И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и психологических преград во взаимодействии с прекрасной и могучей природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического мировоззрения. Социальное значение альпинизма определяется соответствием альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь на первом плане – воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели коммунистического воспитания: «…переходить к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, умеющих делать все…» Компоненты коммунистического воспитания известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание умственное , физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое, эстетическое в соединении с политехническим образованием Эти части очень тесно взаимосвязаны: альпииизм как вид человеческой деятельности причастен почти ко всем аспектам воспитания личности.

В альпинизм приходят и удерживаются в нем люди, склонные к активной жизненной позиции. Путешествия в горах способствуют укреплению сознательно активного отношения к жизни. Альпинизм воспитывает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, определять свое место и роль в событиях, возводит в принципе доброжелательность в общении. Любой коллектив альпинистов (связка, отделение, отряд, команда) действует в изменяющихся условиях – и по настроению людей, и по характеру среды обитания. Такая жизнь производит умение действовать разумно и четко в любых ситуациях – качество, нужное и самой личности, и обществу, и не только в альпинизме. Альпинизм дает обществу бойцов, организованных, устойчивых, самостоятельных, умеющих действовать в самых жестких условиях в интересах общей цели, чувствуя себя не «винтиком», а личностью.

Обладая надежной научно-технической основой и опираясь на достижение спортивного альпинизма, прикладной альпинизм становится профессиональным. Его многогранность способствует расширению сферы применения – от глубоких пещер до самых высоких в мире плато и вершин. Принося конкретную пользу, прикладной альпинизм дополняет теоретико-романтическую пропаганду горных путешествий практическими мотивами, что способствует развитию массовости учебного и спортивного альпинизма.

Начальник триангуляции полковник И. Ходзько организовал съемку огромного района, совершив восхождение на несколько вершин. В 1850 г. топограф С. Александров поднялся на вторую по высоте вершину Восточного Кавказа-Базардюзю (4466 м). Военные топографы многое сделали для развития горовосхождения. Особая роль в освоении вершин Кавказа принадлежит А. Пастухову, альпинисту, действительному члену Российского географического общества. Одним из первых он обследовал район Ушбы, провел триангуляцию узла Шахдаг, составил и уточнил карты оледенения Эльбруса, Казбека, Арарата. В 1890 г. он с частью топографического отряда работал на Западной вершине Эльбруса, а в 1896 г. побывал и на его Восточной вершине. При организации и осуществлении своих восхождений Пастухов проявил талант тактика, умение усваивать уроки гор, стойкость духа.