Слово "альпинизм" происходит от названия Альп, высочайшей горной системы Западной Европы. Это высокогорный туризм, восхождение на труднодоступные горные вершины, ледники, вид спорта. Также термин "альпинизм" используется в значении "высокогорный туризм ".
В прикладном альпинизме работают люди, воспитанные в альпинистских секциях, клубах, командах, альптаборах, люди, которым свойственно добросовестное, максималистское отношение к любой работе. Альпинизм дает универсальных и уникальных специалистов, умеющих делать все. Эти люди обеспечили уверенное становление прикладного альпинизма, потому что они четко держат свою жизненную позицию – любая работа должна быть проделана с душой и доведена до конца, а результат обязан быть добротным и красивым. В том же году было совершено первохождение на Большой Арарат (5156 м). Руководил экспедицией профессор физики Дерптского университета Ф. Паррот, переводчиком был великий армянский просветитель X. Абовян. В 40-х годах XIX ст. силами военных топографов проводилась триангуляция Закавказья и части Главного Кавказского хребта. И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и психологических преград во взаимодействии с прекрасной и могучей природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического мировоззрения. Социальное значение альпинизма определяется соответствием альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь на первом плане – воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели коммунистического воспитания: «…переходить к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, умеющих делать все…» Компоненты коммунистического воспитания известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание умственное , физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое, эстетическое в соединении с политехническим образованием Эти части очень тесно взаимосвязаны: альпииизм как вид человеческой деятельности причастен почти ко всем аспектам воспитания личности.