10300a66

В освоении горных систем плодотворно работали географы и путешественники-исследователи А. Федченко, П. Семенов-Тян-Шан-ский, Н. Корженевский, И. Мушкетов, Н. Пржевальский, В. Ошанин. Они прокладывали путь для альпинистов-исследователей, и именами их благодарные потомки назвали вершины, ледники, перевалы. Впоследствии служебная необходимость в подъемах на вершины стала совпадать с личными желаниями и потребностями исследователей, а достижение вершин – самоцелью.

Группа альпинистов на маршруте фактически лишена какой-либо реальной помощи со стороны. Тренерский контроль, даже при «играющем» тренере, значительно усложнен – ведь тренер сам участник и равноправный член группы или команды. Советы тренера по радиосвязи, если он остался «дома» – внизу, не всегда адекватны нынешней ситуации – они ведь базируются не на его наблюдении, а на впечатлении участников восхождения.

По всей видимости, знать и уметь нужно не так уж много. Но самостоятельно освоить даже этот объем достаточно сложно. В принципе занятия альпинизмом можно начинать либо с участия в альпиниаде, либо с поездки по профсоюзной путевке на учебно-спортивную альпинистскую базу. Попасть в состав альпиниады можно через организацию, ее ведущую, но предпочтение там отдается членам соответствующих альпсекций или альпклубов. Путевки также распределяются в секциях, поэтому наиболее рационально записаться в секцию альпинизма (альпклуб), где занятия строятся по единой программе. Начинать можно осенью, зимой, весной или летом. Лучший возраст для начала занятий – от 16 до 50 лет. Есть также детские секции спортивного скалолазания.

По мере роста общего спортивного уровня советских альпинистов, усовершенствования методов всесторонней спортивной подготовки, освоения новых тактико-технических приемов и специального снаряжения разрядные нормы пересматриваются. Соответственно меняется и содержание обучающих программ и «Правил соревнований и восхождений». Это происходит с учетом неотложных потребностей и конкретной конъюнктуры.