10300a66

Змагання в альпінізмі, як і в інших видах спорту, служать стимулом для досягнення високих спортивних результатів та хорошим засобом пропаганди альпінізму. Конкретна мета кожної першості - виявлення найсильніших команд, кращих спортсменів. Альпінізм - своєрідний вид спорту, і критерій переваги в ньому відрізняється від інших командних змагань. Беруть участь в першості команди проходять різні маршрути, в різних умовах. Суддівська колегія враховує несхожість маршрутів, стиль проходження і якість самого маршруту, його незвичайність і технічну складність. Місце команди змаганні визначається підсумковим балом, який включає технічну оцінку маршруту та його проходження командою, а також оцінку якості проходження маршруту і організованість команди.

А значок «Альпинист СССР» вручается человеку, прошедшему обучение по программе начальной подготовки и совершившему восхождение на зачетную вершину по маршруту 1Б категории сложности (л. С.). В основу разрядных норм положен принцип постепенного систематического накопления личного опыта восхождений на вершины растущей категории сложности.

Системе разрядных норм присущи два внутренних противоречия. Выполнение норм к кандидату в мастера включительно фактически совмещается с учебно-тренировочным процессом. Практически каждое восхождение – это и обучение и степень к выполнению разряда. Исключение составляют только такие, как первое восхождение в сезоне, восхождение на схоженности, схождение инструкторов с отделениями. Обоснованных путей разрешения этого противоречия пока не видно. Второе противоречие состоит в отсутствии единого принципа: разряды к кандидату в мастера присваиваются из набора пройденных маршрутов, а звание мастеров спорта СССР и международного класса – за баллами, часть из которых в обязательном порядке должна быть набрана в соревнованиях. Наличие двух концепций отражает противоречивый характер альпинизма как вида спорта,

И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и психологических преград во взаимодействии с прекрасной и могучей природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического мировоззрения. Социальное значение альпинизма определяется соответствием альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь на первом плане – воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели коммунистического воспитания: «…переходить к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, умеющих делать все…» Компоненты коммунистического воспитания известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание умственное , физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое, эстетическое в соединении с политехническим образованием Эти части очень тесно взаимосвязаны: альпииизм как вид человеческой деятельности причастен почти ко всем аспектам воспитания личности.