Летом 1985 года Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР принял постановление «О состоянии и мерах по дальнейшему развитию альпинизма и скалолазания в СССР». В документе отмечается огромное воспитательное и растущее прикладное значение альпинизма и скалолазания в народнохозяйственном строительстве, подготовке допризывной и призывной молодежи. Основной целью ставится дальнейшее развитие массового альпинизма и обеспечение высоких спортивных результатов по альпинизму и скалолазанию на всесоюзном и мировом уровне. Для достижения этих целей предусмотрен ряд мер, успешно выполняемых в настоящее время, в том числе: организация круглогодичной учебно-тренировочной работы преимущественно через созданную сеть альпклуб; укрепление материально-технической базы путем создания новых учебно-спортивных и спортивно-оздоровительных комплексов; принятие мер по выпуску промышленностью альпинистской обуви, одежды, веревки, страховочного снаряжения; подготовка и повышение тренерских и инструкторских кадров; совместно с ДОСААФ увеличение числа занимаются альпинизмом и скалолазанием среди допризывной и призывной молодежи. На этой основе и развивается альпинизм как действенное средство воспитания новых поколений советских людей в духе коллективизма и активности. Альпинизм нужен обществу, поэтому в стране создана единая система подготовки горосходителей. На этой основе и развивается альпинизм как действенное средство воспитания новых поколений советских людей в духе коллективизма и активности. Альпинизм нужен обществу, поэтому в стране создана единая система подготовки горосходителей. На этой основе и развивается альпинизм как действенное средство воспитания новых поколений советских людей в духе коллективизма и активности. Альпинизм нужен обществу, поэтому в стране создана единая система подготовки горосходителей.
Любое планируемое восхождение должно соответствовать знаниям и умениям участников, но к будущему должен быть готов не только каждый отдельный участник, но и вся группа в целом. Конгломерат хорошо подготовленных спортсменов не всегда образует трудоспособную группу; психологический климат, умение принять коллективное решение также должны соответствовать условиям и сложностям восхождения. Только в этом случае обеспечивается настоящая безопасность, и участники получают заслуженные «дивиденды» – моральное удовольствие от восхождения и документальный зачет восхождения. Учебный процесс строится так, чтобы после завершения очередного этапа обучения участник имел вполне определенный запас знаний и умений.
В освоении горных систем плодотворно работали географы и путешественники-исследователи А. Федченко, П. Семенов-Тян-Шан-ский, Н. Корженевский, И. Мушкетов, Н. Пржевальский, В. Ошанин. Они прокладывали путь для альпинистов-исследователей, и именами их благодарные потомки назвали вершины, ледники, перевалы.
Впоследствии служебная необходимость в подъемах на вершины стала совпадать с личными желаниями и потребностями исследователей, а достижение вершин – самоцелью.
После победы Октябрьской революции физическая культура и спорт стали неотъемлемой частью общеполитического и культурного воспитания и просвещения трудящихся масс.
История советского альпинизма начинается с восхождения в 1923 г. на Казбек двух групп грузинских студентов и ученых – под руководством профессоров Г. Николадзе и А. Дидебулидзе.