Навыки передвижения в горах осваивали командиры и красноармейцы в армейских альпиниадах. В первом походе в 1927 г. по горам Кавказа с восхождением на Казбек участвовали 12 курсантов Тифлисской военной школы. Армейские альпинисты сделали проведение альпиниад регулярным, совмещая походы с восхождениями и наращивая число участников. В альпиниаде 1938 г. на обе вершины Эльбруса поднялись 220 человек. Альпиниады стали общепризнанной формой привлечения молодежи к занятиям горным спортом. Так, в 1935 г. в альпиниадах на Эльбрусе и Казбеке участвовало около 2300 человек. В 1940 г. в массовых альпмероприятиях участвовало более 20 000 юношей и девушек.
По всей видимости, знать и уметь нужно не так уж много. Но самостоятельно освоить даже этот объем достаточно сложно. В принципе занятия альпинизмом можно начинать либо с участия в альпиниаде, либо с поездки по профсоюзной путевке на учебно-спортивную альпинистскую базу. Попасть в состав альпиниады можно через организацию, ее ведущую, но предпочтение там отдается членам соответствующих альпсекций или альпклубов. Путевки также распределяются в секциях, поэтому наиболее рационально записаться в секцию альпинизма (альпклуб), где занятия строятся по единой программе. Начинать можно осенью, зимой, весной или летом. Лучший возраст для начала занятий – от 16 до 50 лет. Есть также детские секции спортивного скалолазания.
На традиционный вопрос жителей равнины: "Зачем люди ходят в горы?" - Есть десятки правдивых мыслей: самоутверждение и красота, новые формы общения и коллективного преодоления трудностей, стремление к активному взаимодействию с природой, здоровый отдых, поиск новых впечатлений и знаний, наконец, самые разные научные и хозяйственно-прикладные вопросы. Пожалуй, правильнее определить понятие альпинизма как систему знаний, умений и навыков, позволяющих человеку успешно и безопасно жить и работать в условиях высокогорья.
И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и психологических преград во взаимодействии с прекрасной и могучей природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического мировоззрения.
Социальное значение альпинизма определяется соответствием альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь на первом плане – воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели коммунистического воспитания: «…переходить к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, умеющих делать все…» Компоненты коммунистического воспитания известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание умственное , физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое, эстетическое в соединении с политехническим образованием Эти части очень тесно взаимосвязаны: альпииизм как вид человеческой деятельности причастен почти ко всем аспектам воспитания личности.