Одно из самых необходимых качеств альпиниста – желание и умение учиться. Именно учиться, а не просто тренироваться. В альпинизме регламентированная единой программой обучения существует как постоянно действующий фактор, она сопровождает новичка, значкиста, разрядника, мастера, инструктора все время, пока человек находится в горах или готовится к ним.
Попытки установить систему признаков, определяющих квалификацию альпиниста, относятся к 1934 г., когда были основаны значки «Альпинист СССР» I и II ступеней и персональные звания «Мастер альпинизма» и «Заслуженный мастер альпинизма». Лишь в 1949 г. разрядные нормы по альпинизму были включены в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Впоследствии по аналогии с другими видами спорта она была дополнена разрядом кандидата в мастера спорта СССР и званием мастера спорта международного класса. За выдающиеся достижения и спортивные подвиги альпинистам может быть присвоено звание Заслуженный мастер спорта СССР. Это звание, например, было присвоено спортивному составу советской экспедиции "Гималаи-82".
Межличностные отношения в альпинизме, фактически определяющие спортивную этику альпинистов, развиваются, прежде всего, в направлении коллективизма, реализуя во все большем умении покорять свое «я» интересам команды. Альпинизм не стирает индивидуальность личности: новички, инструкторы, мастера международного класса – обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Просто в процессе обучения и спортивного усовершенствования, в общении в горах такие черты, как доброжелательность, стойкость, собранность, целеустремленность, решительность, активность, постепенно усиливаются, а человек все яснее осознает целесообразность использования своих хороших качеств в интересах коллектива. Открытость и доверчивость межличностного общения в альпинистских группах и командах способствуют и умению разбираться в людях. Для инструкторов такое умение становится профессиональной необходимостью.
Альпинист должен уметь переносить грузы, переправляться через горные реки, организовывать бивак, отремонтировать снаряжение и экипировку (а в случае необходимости и конструировать их), налаживать быт и досуг, оказывать медицинскую помощь и многое другое, что ему совсем не обязательно делать в обычных. городских условиях жизни.
В альпинизме не требуется специальных занятий по трудовому воспитанию; в силу своих особенностей альпинизм развивает техническое мышление и воспитывает постоянную психологическую готовность к труду, напряженному и красивому.