10300a66

Одно из самых необходимых качеств альпиниста – желание и умение учиться. Именно учиться, а не просто тренироваться. В альпинизме регламентированная единой программой обучения существует как постоянно действующий фактор, она сопровождает новичка, значкиста, разрядника, мастера, инструктора все время, пока человек находится в горах или готовится к ним.

Начальник триангуляции полковник И. Ходзько организовал съемку огромного района, совершив восхождение на несколько вершин. В 1850 г. топограф С. Александров поднялся на вторую по высоте вершину Восточного Кавказа-Базардюзю (4466 м). Военные топографы многое сделали для развития горовосхождения. Особая роль в освоении вершин Кавказа принадлежит А. Пастухову, альпинисту, действительному члену Российского географического общества. Одним из первых он обследовал район Ушбы, провел триангуляцию узла Шахдаг, составил и уточнил карты оледенения Эльбруса, Казбека, Арарата. В 1890 г. он с частью топографического отряда работал на Западной вершине Эльбруса, а в 1896 г. побывал и на его Восточной вершине. При организации и осуществлении своих восхождений Пастухов проявил талант тактика, умение усваивать уроки гор, стойкость духа.

В мире нет ничего более прекрасного, чем сама природа и радость общения с ней. Многообразие форм и многоцветие красок высокогорного пейзажа, многоликость и могущество естественных процессов и явлений оказывают на человека – незабываемое, благотворное влияние. А еще лучше, если это влияние сопереживать с одним и коллективом единомышленников.

Системе разрядных норм присущи два внутренних противоречия. Выполнение норм к кандидату в мастера включительно фактически совмещается с учебно-тренировочным процессом. Практически каждое восхождение – это и обучение и степень к выполнению разряда. Исключение составляют только такие, как первое восхождение в сезоне, восхождение на схоженности, схождение инструкторов с отделениями. Обоснованных путей разрешения этого противоречия пока не видно. Второе противоречие состоит в отсутствии единого принципа: разряды к кандидату в мастера присваиваются из набора пройденных маршрутов, а звание мастеров спорта СССР и международного класса – за баллами, часть из которых в обязательном порядке должна быть набрана в соревнованиях. Наличие двух концепций отражает противоречивый характер альпинизма как вида спорта,