10300a66

Чрезвычайно своеобразна и система оценки квалификации спортсменов. В основу существующих и будущих разрядных норм по альпинизму заложен (и будет сохраняться, пока существуют нормативы) правильный принцип накопления личного опыта. Но в зачет на спортивный разряд идут учебные и тренировочные, учебно-спортивные и спортивные восхождения, т.е. те, которые необходимы по рангу соответствующего норматива.

Системе разрядных норм присущи два внутренних противоречия. Выполнение норм к кандидату в мастера включительно фактически совмещается с учебно-тренировочным процессом. Практически каждое восхождение – это и обучение и степень к выполнению разряда. Исключение составляют только такие, как первое восхождение в сезоне, восхождение на схоженности, схождение инструкторов с отделениями. Обоснованных путей разрешения этого противоречия пока не видно. Второе противоречие состоит в отсутствии единого принципа: разряды к кандидату в мастера присваиваются из набора пройденных маршрутов, а звание мастеров спорта СССР и международного класса – за баллами, часть из которых в обязательном порядке должна быть набрана в соревнованиях. Наличие двух концепций отражает противоречивый характер альпинизма как вида спорта,

В освоении горных систем плодотворно работали географы и путешественники-исследователи А. Федченко, П. Семенов-Тян-Шан-ский, Н. Корженевский, И. Мушкетов, Н. Пржевальский, В. Ошанин. Они прокладывали путь для альпинистов-исследователей, и именами их благодарные потомки назвали вершины, ледники, перевалы. Впоследствии служебная необходимость в подъемах на вершины стала совпадать с личными желаниями и потребностями исследователей, а достижение вершин – самоцелью.

Горы – естественный элемент среды обитания человека. Пути торговли и общения между народами, бесчисленные войны, неистребимая любознательность непрерывно толкали человека на поиски способов преодоления горных препятствий, освоения специфики высокогорья, расширяли его географические познания. Альпинизм в его современных формах также начался с попыток человека понять закономерности природных условий гор и добиться их недоступных вершин.