Очевидно также, что длительность многодневных альпинистских маршрутов при многочасовом рабочем дне (по 10-12 часов подряд, а порой и больше) в сочетании с ограниченными возможностями нормального отдыха и восстановления и в условиях повышенной эмоциональной напряженности (возможность срыва и его последствий) также не имеет. аналога. Цена ошибки здесь очень высока. Это уже не потеря спортивного результата, здесь на карту ставится благополучие всей группы, а порой и жизнь каждого из ее участников.
Любое планируемое восхождение должно соответствовать знаниям и умениям участников, но к будущему должен быть готов не только каждый отдельный участник, но и вся группа в целом. Конгломерат хорошо подготовленных спортсменов не всегда образует трудоспособную группу; психологический климат, умение принять коллективное решение также должны соответствовать условиям и сложностям восхождения. Только в этом случае обеспечивается настоящая безопасность, и участники получают заслуженные «дивиденды» – моральное удовольствие от восхождения и документальный зачет восхождения. Учебный процесс строится так, чтобы после завершения очередного этапа обучения участник имел вполне определенный запас знаний и умений.
В ходе занятий альпинизмом развиваются внимание и память человека, уточняются его представления об уровне собственного мышления и мышления товарищей, активизируется весь процесс познания.
Физическое воспитание, подготовка к горовосхождению и участие в них способствуют гармоничному развитию организма, формируют умения и навыки прикладного и спортивного характера, обеспечивают всестороннее развитие двигательных способностей. Большая продолжительность и концентрация физических нагрузок воспитывают волевые качества, умение терпеть и ждать.
Среди характерных для альпинизма особенностей есть и такой трудноопределимый вид подготовки, как морально-волевая. По ней пока нет специальных разработок, в учебных планах ей отведено предельно мало места, однако принятая в альпинизме система обучения и аттестации достаточно эффективно обеспечивает либо устойчивое повышение этого вида подготовки, либо отсев участников с недостаточным уровнем подготовленности.