В ходе занятий альпинизмом развиваются внимание и память человека, уточняются его представления об уровне собственного мышления и мышления товарищей, активизируется весь процесс познания.
Физическое воспитание, подготовка к горовосхождению и участие в них способствуют гармоничному развитию организма, формируют умения и навыки прикладного и спортивного характера, обеспечивают всестороннее развитие двигательных способностей. Большая продолжительность и концентрация физических нагрузок воспитывают волевые качества, умение терпеть и ждать.
Для альпинизма начала XX ст. характерны высотные восхождения. Первым из них было покорение гималайской вершины Трисул (7120 м) английским альпинистом Т. Лонгстаффом в 1907 г. В середине 20-х гг. XX в. развитие альпинизма резко замедляется и почти врывается из-за I Cв. войну.
Быстрое развитие альпинизма в СССР, с учетом значительного времени, ушедшего на ликвидацию разрухи после I Св. и гражданской войны, выглядит сенсационным: повысилось качество подготовки восточников, увеличились его масштабы. Шире осваивался Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, хребты Вост. Сибирь. Итак, альпинизм в СССР вырос в широко развитый вид спорта с высоким уровнем мастерства восточников, вошел в число ведущих национальных организаций в мировом альпинизме, стал членом Международного Союза Альпинистских Ассоциаций (ИЮАА) и его исполкома.
Одно из самых необходимых качеств альпиниста – желание и умение учиться. Именно учиться, а не просто тренироваться. В альпинизме регламентированная единой программой обучения существует как постоянно действующий фактор, она сопровождает новичка, значкиста, разрядника, мастера, инструктора все время, пока человек находится в горах или готовится к ним.
Итак, можно заключить, что альпинизм является одним из экстремальных видов туризма, который пользовался популярностью в прошлом и в наше время продолжает собирать поклонников по всему миру, даже в тех странах, где нет гор. Для этих людей альпинизм – не только увлечение, но и стиль жизни.