Альпинистские коллективы физкультуры – это первичные ячейки-объединения любителей горных восхождений. В редких случаях секции объединяют альпинистов и горных туристов. Как спортивная ячейка, альпсекция включает в свой состав альпинистов разных уровней подготовки – от новичков до мастеров. Многие альпсекции объединяют и альпинистов и скалолазов. Такие секции при предприятиях, учебных заведениях и других учреждениях ведут свою организационную и учебную работу по отношению к своим конкретным целям и задачам. Руководство секцией обычно осуществляет бюро, избираемое сроком 2-3 года.
Одно из самых необходимых качеств альпиниста – желание и умение учиться. Именно учиться, а не просто тренироваться. В альпинизме регламентированная единой программой обучения существует как постоянно действующий фактор, она сопровождает новичка, значкиста, разрядника, мастера, инструктора все время, пока человек находится в горах или готовится к ним.
Очевидно также, что длительность многодневных альпинистских маршрутов при многочасовом рабочем дне (по 10-12 часов подряд, а порой и больше) в сочетании с ограниченными возможностями нормального отдыха и восстановления и в условиях повышенной эмоциональной напряженности (возможность срыва и его последствий) также не имеет. аналога. Цена ошибки здесь очень высока. Это уже не потеря спортивного результата, здесь на карту ставится благополучие всей группы, а порой и жизнь каждого из ее участников.
В освоении горных систем плодотворно работали географы и путешественники-исследователи А. Федченко, П. Семенов-Тян-Шан-ский, Н. Корженевский, И. Мушкетов, Н. Пржевальский, В. Ошанин. Они прокладывали путь для альпинистов-исследователей, и именами их благодарные потомки назвали вершины, ледники, перевалы.
Впоследствии служебная необходимость в подъемах на вершины стала совпадать с личными желаниями и потребностями исследователей, а достижение вершин – самоцелью.