Единая программа подготовки в комплексе с соответствующими нормативно-информационными документами обеспечивает систематическую теоретическую, физическую, тактико-техническую, психологическую подготовку альпинистов всех квалификационных уровней, а также необходимый объем знаний смежных научных и технических дисциплин (геоморфология, физика, физика материаловедение).
Навыки передвижения в горах осваивали командиры и красноармейцы в армейских альпиниадах. В первом походе в 1927 г. по горам Кавказа с восхождением на Казбек участвовали 12 курсантов Тифлисской военной школы. Армейские альпинисты сделали проведение альпиниад регулярным, совмещая походы с восхождениями и наращивая число участников. В альпиниаде 1938 г. на обе вершины Эльбруса поднялись 220 человек. Альпиниады стали общепризнанной формой привлечения молодежи к занятиям горным спортом. Так, в 1935 г. в альпиниадах на Эльбрусе и Казбеке участвовало около 2300 человек. В 1940 г. в массовых альпмероприятиях участвовало более 20 000 юношей и девушек.
Для альпинизма начала XX ст. характерны высотные восхождения. Первым из них было покорение гималайской вершины Трисул (7120 м) английским альпинистом Т. Лонгстаффом в 1907 г. В середине 20-х гг. XX в. развитие альпинизма резко замедляется и почти врывается из-за I Cв. войну.
Быстрое развитие альпинизма в СССР, с учетом значительного времени, ушедшего на ликвидацию разрухи после I Св. и гражданской войны, выглядит сенсационным: повысилось качество подготовки восточников, увеличились его масштабы. Шире осваивался Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, хребты Вост. Сибирь. Итак, альпинизм в СССР вырос в широко развитый вид спорта с высоким уровнем мастерства восточников, вошел в число ведущих национальных организаций в мировом альпинизме, стал членом Международного Союза Альпинистских Ассоциаций (ИЮАА) и его исполкома.
Среди характерных для альпинизма особенностей есть и такой трудноопределимый вид подготовки, как морально-волевая. По ней пока нет специальных разработок, в учебных планах ей отведено предельно мало места, однако принятая в альпинизме система обучения и аттестации достаточно эффективно обеспечивает либо устойчивое повышение этого вида подготовки, либо отсев участников с недостаточным уровнем подготовленности.