10300a66

Попытки установить систему признаков, определяющих квалификацию альпиниста, относятся к 1934 г., когда были основаны значки «Альпинист СССР» I и II ступеней и персональные звания «Мастер альпинизма» и «Заслуженный мастер альпинизма». Лишь в 1949 г. разрядные нормы по альпинизму были включены в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Впоследствии по аналогии с другими видами спорта она была дополнена разрядом кандидата в мастера спорта СССР и званием мастера спорта международного класса. За выдающиеся достижения и спортивные подвиги альпинистам может быть присвоено звание Заслуженный мастер спорта СССР. Это звание, например, было присвоено спортивному составу советской экспедиции "Гималаи-82".

По мере освоения Альп деятельность ассоциаций распространяется на другие горные системы. Интенсивно работали английские экспедиции на Кавказе. Президент Королевского географического общества Д. Фрешфилда в 1868 г. сошел вместе с тремя коллегами и проводниками А. Соттаевым и Д. Датосовым на Эльбрус, он же совершил первосхождение на Казбек. Иностранными альпинистами были впервые покорены и другие кавказские вершины: Ушба, Айлама, Донгуз-Орун, Дихтау, Тихтинген. Восхождение совершали англичане Г. Вулли, В. Донкин, немец Г. Мерцбахера, француз Г. Солли, итальянцы В. Селла, В. Ронкетти, австриец А. Фишер, швейцарец К. Эггер.

Альпинизм – восхождение на высокие горы. Так обычно объясняют содержание термина. Но такая формулировка не дает полного представления об этом многообразном социальном явлении. Непосредственное достижение горной вершины – только одна из целей, которые ставит себе человек, проникая высоко в горы и осваивая их.

И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и психологических преград во взаимодействии с прекрасной и могучей природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического мировоззрения. Социальное значение альпинизма определяется соответствием альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь на первом плане – воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели коммунистического воспитания: «…переходить к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, умеющих делать все…» Компоненты коммунистического воспитания известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание умственное , физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое, эстетическое в соединении с политехническим образованием Эти части очень тесно взаимосвязаны: альпииизм как вид человеческой деятельности причастен почти ко всем аспектам воспитания личности.