10300a66

В ходе занятий альпинизмом развиваются внимание и память человека, уточняются его представления об уровне собственного мышления и мышления товарищей, активизируется весь процесс познания. Физическое воспитание, подготовка к горовосхождению и участие в них способствуют гармоничному развитию организма, формируют умения и навыки прикладного и спортивного характера, обеспечивают всестороннее развитие двигательных способностей. Большая продолжительность и концентрация физических нагрузок воспитывают волевые качества, умение терпеть и ждать.

В Единой всесоюзной спортивной классификации устанавливаются разрядные нормы и требования, условия их выполнения и порядок присвоения спортсменам званий и разрядов. Главное предназначение системы спортивных разрядов и званий по альпинизму – содействие достижению физического совершенства, готовности к труду и защите Родины, росту массовости альпинизма и стимулированию повышения мастерства альпинистов. Уровень и системность разрядных норм должны способствовать повышению подготовки и роста спортивного мастерства альпинистов, их воспитания в духе коммунистической морали и соблюдения спортивной этики, успешной подготовки к соревнованиям. Альпинизм относится к неолимпийским видам спорта, курируемым Госкомспортом СССР. Разрядные нормы и требования устанавливаются сроком на 4 года (1989-1992 гг. и т.д.).

Именно поэтому все большее значение придается квалификационным уровням подготовки альпинистов как наиболее надежного способа определения его истинной квалификации и подготовленности к очередным лестницам спортивного роста. В современном спорте особую значимость приобретает так называемая зрелищная функция спортивных состязаний. Наличие видимого зрителем спортсмена и показываемый им результат – непременный атрибут соревнований. В альпинизме этот элемент полностью отсутствует.

В начале XIX ст. с завоеванием Кавказа растет энтузиазм к его высоким вершинам. Университетские профессора и офицеры кавказских гарнизонов предпринимают безуспешные попытки взойти на Казбек (5047 м) и Эльбрус (5640 м). В 1829 г. в районе Эльбруса действует совместная экспедиция Российской академии наук и войск Кавказской линии. В составе экспедиции академики, инженеры, офицеры, казаки. На Эльбрус группу повели проводники балкарец А. Соттана и кабардинец К. Хаширов; до седловины дошли четверо, а на восточную вершину поднялся один Хаширов.