10300a66

Навыки передвижения в горах осваивали командиры и красноармейцы в армейских альпиниадах. В первом походе в 1927 г. по горам Кавказа с восхождением на Казбек участвовали 12 курсантов Тифлисской военной школы. Армейские альпинисты сделали проведение альпиниад регулярным, совмещая походы с восхождениями и наращивая число участников. В альпиниаде 1938 г. на обе вершины Эльбруса поднялись 220 человек. Альпиниады стали общепризнанной формой привлечения молодежи к занятиям горным спортом. Так, в 1935 г. в альпиниадах на Эльбрусе и Казбеке участвовало около 2300 человек. В 1940 г. в массовых альпмероприятиях участвовало более 20 000 юношей и девушек.

В ходе занятий альпинизмом развиваются внимание и память человека, уточняются его представления об уровне собственного мышления и мышления товарищей, активизируется весь процесс познания. Физическое воспитание, подготовка к горовосхождению и участие в них способствуют гармоничному развитию организма, формируют умения и навыки прикладного и спортивного характера, обеспечивают всестороннее развитие двигательных способностей. Большая продолжительность и концентрация физических нагрузок воспитывают волевые качества, умение терпеть и ждать.

Межличностные отношения в альпинизме, фактически определяющие спортивную этику альпинистов, развиваются, прежде всего, в направлении коллективизма, реализуя во все большем умении покорять свое «я» интересам команды. Альпинизм не стирает индивидуальность личности: новички, инструкторы, мастера международного класса – обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Просто в процессе обучения и спортивного усовершенствования, в общении в горах такие черты, как доброжелательность, стойкость, собранность, целеустремленность, решительность, активность, постепенно усиливаются, а человек все яснее осознает целесообразность использования своих хороших качеств в интересах коллектива. Открытость и доверчивость межличностного общения в альпинистских группах и командах способствуют и умению разбираться в людях. Для инструкторов такое умение становится профессиональной необходимостью.

Системе разрядных норм присущи два внутренних противоречия. Выполнение норм к кандидату в мастера включительно фактически совмещается с учебно-тренировочным процессом. Практически каждое восхождение – это и обучение и степень к выполнению разряда. Исключение составляют только такие, как первое восхождение в сезоне, восхождение на схоженности, схождение инструкторов с отделениями. Обоснованных путей разрешения этого противоречия пока не видно. Второе противоречие состоит в отсутствии единого принципа: разряды к кандидату в мастера присваиваются из набора пройденных маршрутов, а звание мастеров спорта СССР и международного класса – за баллами, часть из которых в обязательном порядке должна быть набрана в соревнованиях. Наличие двух концепций отражает противоречивый характер альпинизма как вида спорта,