10300a66

В ходе занятий альпинизмом развиваются внимание и память человека, уточняются его представления об уровне собственного мышления и мышления товарищей, активизируется весь процесс познания. Физическое воспитание, подготовка к горовосхождению и участие в них способствуют гармоничному развитию организма, формируют умения и навыки прикладного и спортивного характера, обеспечивают всестороннее развитие двигательных способностей. Большая продолжительность и концентрация физических нагрузок воспитывают волевые качества, умение терпеть и ждать.

Именно поэтому все большее значение придается квалификационным уровням подготовки альпинистов как наиболее надежного способа определения его истинной квалификации и подготовленности к очередным лестницам спортивного роста. В современном спорте особую значимость приобретает так называемая зрелищная функция спортивных состязаний. Наличие видимого зрителем спортсмена и показываемый им результат – непременный атрибут соревнований. В альпинизме этот элемент полностью отсутствует.

И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и психологических преград во взаимодействии с прекрасной и могучей природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического мировоззрения. Социальное значение альпинизма определяется соответствием альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь на первом плане – воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели коммунистического воспитания: «…переходить к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, умеющих делать все…» Компоненты коммунистического воспитания известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание умственное , физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое, эстетическое в соединении с политехническим образованием Эти части очень тесно взаимосвязаны: альпииизм как вид человеческой деятельности причастен почти ко всем аспектам воспитания личности.

Для альпинизма начала XX ст. характерны высотные восхождения. Первым из них было покорение гималайской вершины Трисул (7120 м) английским альпинистом Т. Лонгстаффом в 1907 г. В середине 20-х гг. XX в. развитие альпинизма резко замедляется и почти врывается из-за I Cв. войну. Быстрое развитие альпинизма в СССР, с учетом значительного времени, ушедшего на ликвидацию разрухи после I Св. и гражданской войны, выглядит сенсационным: повысилось качество подготовки восточников, увеличились его масштабы. Шире осваивался Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, хребты Вост. Сибирь. Итак, альпинизм в СССР вырос в широко развитый вид спорта с высоким уровнем мастерства восточников, вошел в число ведущих национальных организаций в мировом альпинизме, стал членом Международного Союза Альпинистских Ассоциаций (ИЮАА) и его исполкома.