Исследователь альпийской природы О.-Б. Соссюр отстаивал мысль, что горы нельзя понять полностью, наблюдая их только снизу: «... познание Монблана должно бросить самый яркий свет на теорию Земли». Соссюр организовал изучение горных узлов Монблана (4807 м), Монте-Розы (4634 м), Этны (3340 м) и восхождение на эти вершины. Весной 1786 г. задачей Сосюра был разведан путь на Монблан, по которому в августе проводник Ж. Бальма и Ф. Паккар совершили первосхождение на вершину. Сам Соссюр сошел на Монблан вместе с 18 проводниками в 1787 г. и провел на вершине серию инструментальных наблюдений.
Для осуществления альпинистского восхождения обязательно нужно иметь полный комплект альпинистского снаряжения. В такой комплект входят: каска альпинистская, ледоруб, кошки, спальный мешок, снегоступы, альпинистические (треккинговые) палки, закладные элементы, страховые системы, радиостанция и радиосвязь, рюкзак альпинистский, палатка, верхняя одежда (шторная куртка, пуховая, спортивные , брюки штормовые, шапка защитная с ушками), специальные ботинки, карабины стальные, веревки и т.д.
Конечно, высшие альпинистские достижения требуют огромного, всепоглощающего труда и определенного уровня талантливости. В этом отношении альпинизм ничем не отличается от многих других видов человеческой деятельности. Но кроме высших достижений существуют и просто восхождения, и в ряде маршрутов все возрастающей сложности для каждого человека есть свое высшее достижение, а на вершины по маршрутам 1б категории сложности может идти практически каждый здоровый человек. Он должен лишь иметь представление об особенностях и возможных опасностях горной природы и вытекающих отсюда нормах и правилах поведения в горах, овладеть необходимым минимумом технических (начальных) приемов передвижения и взаимной страховки на разных видах горного рельефа.
Системе разрядных норм присущи два внутренних противоречия. Выполнение норм к кандидату в мастера включительно фактически совмещается с учебно-тренировочным процессом. Практически каждое восхождение – это и обучение и степень к выполнению разряда. Исключение составляют только такие, как первое восхождение в сезоне, восхождение на схоженности, схождение инструкторов с отделениями. Обоснованных путей разрешения этого противоречия пока не видно. Второе противоречие состоит в отсутствии единого принципа: разряды к кандидату в мастера присваиваются из набора пройденных маршрутов, а звание мастеров спорта СССР и международного класса – за баллами, часть из которых в обязательном порядке должна быть набрана в соревнованиях. Наличие двух концепций отражает противоречивый характер альпинизма как вида спорта,