Для альпинизма начала XX ст. характерны высотные восхождения. Первым из них было покорение гималайской вершины Трисул (7120 м) английским альпинистом Т. Лонгстаффом в 1907 г. В середине 20-х гг. XX в. развитие альпинизма резко замедляется и почти врывается из-за I Cв. войну.
Быстрое развитие альпинизма в СССР, с учетом значительного времени, ушедшего на ликвидацию разрухи после I Св. и гражданской войны, выглядит сенсационным: повысилось качество подготовки восточников, увеличились его масштабы. Шире осваивался Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Саяны, хребты Вост. Сибирь. Итак, альпинизм в СССР вырос в широко развитый вид спорта с высоким уровнем мастерства восточников, вошел в число ведущих национальных организаций в мировом альпинизме, стал членом Международного Союза Альпинистских Ассоциаций (ИЮАА) и его исполкома.
Очевидно также, что длительность многодневных альпинистских маршрутов при многочасовом рабочем дне (по 10-12 часов подряд, а порой и больше) в сочетании с ограниченными возможностями нормального отдыха и восстановления и в условиях повышенной эмоциональной напряженности (возможность срыва и его последствий) также не имеет. аналога. Цена ошибки здесь очень высока. Это уже не потеря спортивного результата, здесь на карту ставится благополучие всей группы, а порой и жизнь каждого из ее участников.
Единая программа подготовки в комплексе с соответствующими нормативно-информационными документами обеспечивает систематическую теоретическую, физическую, тактико-техническую, психологическую подготовку альпинистов всех квалификационных уровней, а также необходимый объем знаний смежных научных и технических дисциплин (геоморфология, физика, физика материаловедение).
Альпинист должен уметь переносить грузы, переправляться через горные реки, организовывать бивак, отремонтировать снаряжение и экипировку (а в случае необходимости и конструировать их), налаживать быт и досуг, оказывать медицинскую помощь и многое другое, что ему совсем не обязательно делать в обычных. городских условиях жизни.
В альпинизме не требуется специальных занятий по трудовому воспитанию; в силу своих особенностей альпинизм развивает техническое мышление и воспитывает постоянную психологическую готовность к труду, напряженному и красивому.