Одно из самых необходимых качеств альпиниста – желание и умение учиться. Именно учиться, а не просто тренироваться. В альпинизме регламентированная единой программой обучения существует как постоянно действующий фактор, она сопровождает новичка, значкиста, разрядника, мастера, инструктора все время, пока человек находится в горах или готовится к ним.
Система подготовки в альпинизме построена так, что полученные знания, умения и навыки полностью используются в практической деятельности в горах и на равнине. В процессе обучения интенсивно идет освоение знаний о горной природе – флоре, фауне, погоде, рельефе. Процесс познания горной природы продолжается практически всю сознательную жизнь альпиниста, независимо от возраста и квалификации.
В последующие годы альпинизм набирает силу при поддержке комсомола и профсоюзов. В 1929 г. работу по альпинизму возглавила Центральная горная секция Общества пролетарского туризма, которой руководил В. Семеновский. До революции 1917 г. революционер-политэмигрант, проводник в Альпах, ныне он организует курсы-поход по подготовке инструкторов альпинизма – «Робитфак во льдах». На предприятиях появляются горные секции, объединяющие энтузиастов альпинизма. Эти секции создали в ущельях Кавказа и Тянь-Шаня базовые лагеря, многие из которых впоследствии стали стационарными. Система учебных альпинистских лагерей развивалась, к 1940 году их насчитывалось около40 , примерно половина принадлежала профсоюзам.
Очень сложный, а подчас проблематичный объективный судейский контроль, так как из-за протяженности альпинистских маршрутов и метеорологических условий осуществления непрерывного и достоверного наблюдения за действиями спортсменов (даже оптическими приборами) практически исключено. Оперативное вмешательство судей исключается полностью, а движение судьи вместе с командой (если такое и предположить) коренным образом изменило бы статус судьи, превратив его в участника восхождения (команды).